Семен Львович Ария

С.Л. Ария — широко известный мастер судебной защиты. Адвокат Московской областной коллегии адвокатов. Семен Львович — Заслуженный юрист Российской Федерации (1986), единственный в России адвокат, награжденный за профессиональную деятельность орденом Почета; удостоен золотой медали имени Ф.Н. Плевако (1997). Имеет боевые награды: орден Отечественной войны I степени, медали «За отвагу», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и другие. Именем С.Л. Ария названа звезда в созвездии Козерога.

Еще в школьные годы Семен зачитывался сборником судебных речей знаменитых русских адвокатов. Демобилизовавшись, он решает посвятить себя юриспруденции и поступает в экстернат Московского юридического института. По его окончании в 1948 году талантливому студенту предложили стать следователем прокуратуры или работать в органах Госбезопасности. Но Семен Ария выбрал адвокатуру и направился в небольшой подмосковный район.

В послевоенные годы во многих районах зачастую было по одному-два адвоката: они не могли себе позволить роскошь узкой специализации, поэтому каждому приходилось заниматься как уголовными, так и гражданскими делами. Однако именно уголовные дела больше привлекали Семена Ария. По его проверенному годами убеждению, в уголовном процессе не бывает неинтересных дел, они предоставляют возможность для настоящего творчества. Кроме того, Семен Львович всегда рассматривал публичное выступление адвоката в суде как возможность реализовать свою потребность в утверждении нравственного начала в жизни через выражение и обоснование своей позиции.

Одно из дел, где адвокат добился 100-процентного результата, было дело Журиной — зубного врача, занимавшегося протезированием, в том числе и золотым. В 1970-х годах этот род деятельности считался довольно опасным и в случае привлечения врача к уголовной ответственности зачастую грозил ему не только тюрьмой, но даже и смертной казнью. Когда к делу подключился Семен Ария, Журина была уже осуждена к 8 годам колонии за незаконные операции с валютными ценностями. До этого Журину однажды осудили по той же статье на 5 лет, то есть теперь она была уже рецидивистом. Шансов на удачное для адвоката решение суда было немного. Тем не менее С.Л. Ария решил не только добиться оправдания своей подзащитной, но и остановить поток приговоров зубным врачам. Ему удалось доказать, что зуботехнические изделия и вообще бытовые изделия из драгметаллов не могут рассматриваться как валютные ценности. Была составлена жалоба, которая по своему уровню напоминала скорее диссертацию. С ней Семен Львович дошел до Генпрокуратуры СССР. Там с доводами адвоката согласились, внесли протест, и на пленуме Верховного суда СССР было решено уголовные дела Журиной прекратить производством за отсутствием состава преступления. Был создан прецедент, и многие честные люди благодаря Семену Львовичу избежали преследования.

В уголовных процессах был защитником Председателя Президиума Верховного Совета Узбекистана, ряда следователей и адвокатов, профессора юридического института, диссидентов в политических процессах 60 – 70-х годов (Москва, Ленинград, Горький, Рига, Харьков), крупных хозяйственников и финансистов.

Привычным и проверенным приемом в выступлениях С.Л. Ария на протяжении многих лет служат ссылки на литературные произведения, параллели с миром искусства, упоминание характерных исторических фактов. Многие фрагменты его речей по праву считаются классикой отечественной судебной риторики. Яркий пример — обращение Ария к шекспировскому «Отелло» на судебном процессе, в ходе которого обвиняли ревнивого мужа, убившего свою жену. Следствие посчитало, что причин для ревности не было, и вменило в вину подсудимому «убийство из хулиганских побуждений». В своем выступлении Семен Львович напомнил, что великий драматург на протяжении всей пьесы не позволяет нам усомниться в чистоте и невинности Дездемоны. «Но разве это дает нам основание, — задал вопрос адвокат, — считать, что Отелло задушил Дездемону из хулиганских побуждений?..» Этот неожиданный довод и был воспринят судом при внесении приговора.

Одним из получивших известность уголовных дел, в котором в качестве защитника участвовал Ария, было дело актрисы Валентины Малявиной, обвинённой в убийстве своего гражданского супруга артиста Станислава Жданько. Первоначально суд, в котором Ария не участвовал, признал Малявину виновной и приговорил её к 9 годам лишения свободы. Ария убедительно отстаивал версию о самоубийстве Жданько — по его просьбе была проведена серия испытаний на биоманекенах, подтвердившая его точку зрения. Однако новый суд принял компромиссное решение — пересмотреть приговор, но лишь снизив его до пяти лет лишения свободы. Новый приговор открыл возможность для скорого досрочного освобождения осуждённой.

В возрасте 88 лет участвовал в работе V съезда адвокатов России.

 

Умер в возрасте 90 лет в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.