Дина Исааковна Каминская
Дина Каминская — адвокат, бравшаяся в брежневские времена за самые безнадежные дела. Среди ее подзащитных были диссиденты Анатолий Марченко, Лариса Богораз, Владимир Буковский и Мустафа Джемилев.
Правозащитница родилась в январе 1919 года в Екатеринославе. Когда девочке было 7 лет, ее родной город переименовали в Днепропетровск, но Каминские в 1926 году жили уже под Москвой.
Каминская росла правоверной пионеркой, радующейся юности и участвующей в школьных мероприятиях. Среди друзей отрочества Дины был поэт Павел Коган.
В 1937 году девушка поступила в Московский юридический институт. Как и большинство однокурсников, она хотела быть следователем или прокурором.
Романтический ореол следователя потускнел для Каминской после студенческой практики в Ленинградском районе Москвы. Девушка увидела, что среди адвокатов доля образованных людей гораздо выше, чем среди прокуроров и судей, ряды которых формировались преимущественно из рабочих выдвиженцев. Потрясением для Дины стала и нищета людей, обвинявшихся в краже социалистической собственности. И Каминская решила стать защитницей, а не обвинителем.
В начале юридической карьеры Дина равнялась на двух московских адвокатов. Леонид Захарович Кац, адвокатская биография которого стартовала еще до революции, знал каждую деталь любого дела, сколь многотомным оно бы ни было. Николай Николаевич Миловидов зачастую не вчитывался в обвинительное заключение до заседания суда, зная, что сможет обнаружить все процессуальные нестыковки во время слушаний. Речи Миловидова походила на доверительную беседу с судом. Леонид Захарович получил прозвище Английский Лорд, а Николай Николаевич — Шаман.
Уроки Каца и Миловидова особенно пригодились Каминской, когда в конце 60-х годов она стала защищать обвиняемых по политическим, а не уголовным статьям. Например, при защите Владимира Буковского женщина задала на судебном заседании каждому из свидетелей обвинения, утверждавшему, что подсудимый не просто стоял с плакатом, а хулиганил на Красной площади, один и тот же вопрос. «Назовите свое место работы», — попросила Дина Исааковна. Когда выяснилось, что все «случайные свидетели» служат в одной и той же воинской части, весомость их показаний снизилась.
В 1971 году Каминскую лишили допуска к политическим делам. Через 6 лет после допросов в КГБ Дина Исааковна с мужем иммигрировали в США, где уже жил их сын.
В эмиграции Дина Исааковна продолжала правозащитную деятельность, входила в Хельсинскую группу, как и муж, вела передачи на «Голосе Америки» и «Радио “Свобода”». Сохранилось мюнхенское фото 1978 года, на котором Каминская общается с другими диссидентами, в том числе с Кронидом Любарским и Людмилой Алексеевой.
В 1984 году женщина дебютировала как писатель, опубликовав мемуары «Записки адвоката». В 2011-м в газете «КоммерсантЪ» журналист Анна Наринская констатировала, что из книги Каминской вышел бы отличный фильм в жанре процедурала — сериала, посвященного адвокатским и судебным будням, такого как «Практика» или «Юристы Бостона».
В 2018 году идею реализовал режиссер Владимир Котт. Сериал «Заступники» по мотивам «Записок адвоката» зрители увидели в марте 2020-го на Первом канале. В главной героине Нине Метлицкой, сыгранной Мари Ворожи, создатели фильма объединили черты двух правозащитниц — Дины Каминской и Софьи Каллистратовой.
В сериал из книги перекочевали не только политические процессы, но и другие громкие дела, по которым подсудимых защищала Дина Исааковна, — «дело мальчиков» и «дело актрисы». В первом случае Каминской удалось добиться признания невиновными двух подростков, несправедливо обвиненных в убийстве смертницы. Во втором подзащитной адвоката была артистка Валентина Малявина, обвинявшаяся в убийстве сожителя Станислава Жданько.
Дина Исааковна скончалась в том же городке Фолс-Черч, что и главный идеологический противник СССР Збигнев Бжезинский. Сердце автора «Записок адвоката» перестало биться 7 июля 2006 года. Интересно, что точные причины смерти обоих пожилых критиков советской системы не озвучиваются.