Как отказаться от навязанной страховки за кредит и вернуть уплаченные деньги

 

Страховка является дополнительной услугой, которая предоставляется при выдаче кредита. Цель страхования – защитить клиента банка от невыплаты займа в случае возникновения различных непредвиденных ситуаций. Закон предусматривает два варианта страхования: обязательное и добровольное. При кредитовании страховка приобретается добровольно по желанию клиента.

 

В перечень добровольного страхования входят следующие виды страховок:

- страхование жизни на случай смерти;

- страхование на случай потери работы;

- страхование на случай утраты имущества.

Таким образом, в случае ухудшения финансового положения заемщика или его смерти банк получит свои деньги за счет страховки.

 

Необходимо помнить! Часть 2 статьи 16 Закона № 2300-1 запрещает обуславливать приобретение одних услуг обязательной покупкой других. Чтобы завуалировать навязывание дополнительных услуг, банки предлагают разные процентные ставки по кредиту в зависимости от того, оформляется ли страховой полис или нет. При оформлении страховки процентные ставки ниже. Однако фактически переплата может быть больше, чем при применении процентной ставки без страховки.

 

Можно ли вернуть навязанную страховку?

 

Заемщик вправе отказаться от страхового полиса и вернуть деньги на основании статьи 958 ГК РФ. Страховщик обязан внести в договор условия о возврате страховой премии. Названное правило введено Указанием ЦБ РФ от 20.11.2015 года № 3854-У.

 

Возврат навязанной страховки в течение 14 дней

 

Если со дня подписания кредитного договора и договора страхования прошло менее 14 дней, клиент банка вправе расторгнуть страховое соглашение без негативных последствий.

 

Деньги возвращаются в следующих случаях:

- в течение 14 дней не наступил страховой случай;

- страховщик решил отказаться от страхового полиса до начала его действия; - заявление об отказе от страховки подано страховщику до истечения двухнедельного периода.

 

При наступлении страхового случая премия возврату не подлежит.

 

Отказ от страхового полиса, если прошло более 14 дней

 

По истечении двухнедельного периода возможность возврата страховой премии зависит от условий договора страхования. Поэтому при оформлении кредита следует внимательно ознакомиться с проектом кредитного соглашения. Обычно в случае досрочного погашения займа неиспользованная страховка возвращается за оставшийся период. Заемщик получает разницу между полной страховой премией и премией за период пользования кредитом. В случае, когда срок окончания кредитного договора и страхового полиса совпадают, возврат премии не производится. Исключение составляют ситуации, когда займ предоставлен на период до года, а страховой полис оформлен на год.

 

Как вернуть навязанную страховку: пошаговая инструкция

 

Для возврата страховки потребуется написать заявление и передать его в страховую компанию. После рассмотрения обращения страховщик возвращает деньги на счет клиента.

 

Шаг 1 – Составление заявления

 

Заявление составляется в свободной форме на бланке, предоставленном банковским сотрудником. Обычно в документе указывают следующие сведения:

- название страховой компании;

- ФИО, адрес и контакты клиента;

- данные о кредитном договоре и соглашении о страховании; основания для возврата страховой премии;

- сумму страховки, подлежащей перечислению заемщику;

- данные о расчетном счете; дату и подпись.

К обращению прикладывают копию кредитного договора и справку о закрытии кредитного обязательства.

 

Желательно доверить возврат страховки по кредиту опытному юристу. Он проанализирует условия страхования и поможет грамотно составить заявление.

 

Внимание! Добросовестные банки размещают на своих сайтах информацию о правилах отказа от страхового полиса. Там же можно найти бланк заявления и образец его заполнения. Также потребителям разъясняют порядок подачи обращения о возврате страховки.

 

Шаг 2 – Направление заявления в банк

 

На рассмотрение обращения по возврату страховки отводится 10 дней. Банк проверяет законность требований заемщика и делает вывод о возможности или невозможности возврата денежных средств. При положительном решении вопроса банк подписывает с клиентом соглашение о расторжении договора. Деньги перечисляются на расчетный счет.

 

Шаг 3 – Рассмотрение

 

На рассмотрение обращения по возврату страховки отводится 10 дней. Банк проверяет законность требований заемщика и делает вывод о возможности или невозможности возврата денежных средств. При положительном решении вопроса банк подписывает с клиентом соглашение о расторжении договора. Деньги перечисляются на расчетный счет.

 

Что делать, если отказали в возврате навязанной банком страховки?

 

Если отказаться от страховки не получилось, потребитель вправе защищать свои интересы через суд.

 

Как составить исковое заявление?

 

Исковое заявление составляется с соблюдением требований, установленных статьей 131 ГПК РФ. Истец должен указать следующие сведения:

- наименование судебной инстанции;

- данные о страховой компании (наименование, реквизиты, адрес и контакты); - данные о страховщике (ФИО, адрес регистрации, контакты);

- цену иска;

- информацию о соглашениях о займе и страховании; описание причин возврата страховки;

- описание действий, предпринятых страхователем и страховщиком для мирного урегулирования конфликта;

- ссылки на нормы права, нарушенные ответчиком;

- требование расторгнуть договор и взыскать страховую премию;

- список приложений;

- дату и подпись.

 

Если защита интересов истца поручена профессиональному защитнику, информация о нем также указывается в заявлении. На представителя оформляется нотариальная доверенность.

 

Какие документы приложить?

 

Для подтверждения своих доводов истец прикладывает к иску доказательства. В перечень документов входит:

- соглашение о кредитовании;

- соглашение о страховании;

- платежные документы о получении и выплате займа;

- заявление страховщику о возврате страховки;

- ответ страховщика на заявление;

- материалы проверки, если потребитель обращался в Роспотребнадзор; письменные показания свидетелей.

 

В ходе судебного разбирательства судья может запросить дополнительную документацию.

 

Куда подать документы?

 

Дела о возврате страховки относятся к потребительским спорам, поэтому истец вправе выбирать судебную инстанцию, в которой он будет защищать свои интересы. Он может подать документы:

- по адресу своего проживания;

- по месту нахождения страховщика;

- по месту заключения договора.

 

Если сумма иска не превышает 50 000 руб., спор рассматривается мировым судьей. В случае, когда цена иска превышает 50 000 руб., документы подаются в городской или районный суд.

 

Как подаются документы?

 

После формирования пакета документов они передаются в суд. Истец вправе подать исковое заявления следующими способами:

- лично через канцелярию суда;

- через представителя, действующего на основании доверенности;

- по почте, направив документы заказным письмом с уведомлением.

 

Если потребитель доверил защиту своих интересов квалифицированному юристу, профессиональный защитник выполнит все действия за него. Это позволит избежать ошибок и сэкономить время.

 

Особенности рассмотрения спора в суде

 

После поступления иска в суд назначается судебное заседание. Судья приглашает истца и ответчика для дачи пояснений и предлагает предоставить письменные возражения с дополнительными документами. По результатам рассмотрения выносится одно из решений:

- удовлетворить требования истца;

- частично удовлетворить иск; отказать в иске.

 

Если решение вынесено не в пользу потребителя, он вправе его обжаловать в апелляционном и кассационном порядке.

 

Сложности при возврате страховки, навязанной банком

 

Следует помнить, что банк не вправе навязывать услуги страхования. Однако, часто условия договора, заключаемого с клиентом, противоречат законодательству. Без профессиональных знаний в сфере права потребителю будет сложно защитить свои интересы. Поэтому рекомендуем доверить этот вопрос квалифицированному адвокату.