Как защитить себя от недобросовестных туроператоров и не испортить себе отдых

Как можно обезопасить себя от недобросовестных турфирм, что делать, если вы все же попались на их удочку, что такое государственные стандарты в туристической индустрии, что делать тем россиянам, которые, уехали в заграницу и купили там туристические путевки и кто может помочь в случае, если ваши права грубо нарушают?

 

Для начала надо ответить на вопрос, что такое государственные стандарты в туристической индустрии? Есть ли вообще такие стандарты? И что может получить любой человек по закону о защите прав потребителей гарантированно или все регулируется только договором, который Вы заключили с турфирмой?

 

Что касается государственных стандартов в туристической индустрии, то нужно понимать, что стандарты обязательны только в части требований безопасности, а что касается непосредственного способа и качества оказания услуги, например обслуживания отеля, комфорт перелетов и прочего, то таких стандартов нет, эти все регулируется только условиями договора.

 

Но это еще не означает, что Вы не можете обезопасить себя от недобросовестных турфирм. Как же тогда следует вести себя обычным туристам, если случилось, так что они попали в неприятную ситуацию, когда туроператор их обманул или после покупки путевки турфирма разорилась? Как поступить туристу, который уехал заграницу и рассчитывал получить качественный отпуск на 10-25 дней, а в итоге получил одно разочарование или еще хуже оказался полностью дезориентирован и вернулся обратно на родину с помощью посольства? Какие же должный быть его первые шаги?

 

Главное знать, что все это недостатки тура и ответственность в этих случаях несет турфирма. Конечно, могут быть просто недостатки оказанной услуги, например Вам не дали номер с видом на моря, но могут быть и такие серьезные недостатки, когда люди вынужденный возвращаешься домой с помощью посольства. В обоих случаях, Вам обязательно надо позаботиться сбором доказательств, хотя бы минимальных, зафиксировать что эти недостатки имели место быть, это связано с тем, что у нас в стране действует презумпция невиновности, то есть это Вам надо доказать, что турфирма виновата, а не наоборот, турфирме необязательно доказывать свою невиновность в случае отсутствие доказательств против нее. Это может быть либо свидетельские показания, то есть если Вы с кем-то подружились, кто готов подтвердить недостатки тура и выступить в суде, либо фотографии или видеосъемка, либо все вместе. По возможности отправьте факс из места отдыха, заявите свои требования турфирме, то есть постарайтесь собрать какой-то минимум доказательств. Разумеется, можно этого и не делать, но если в добровольном порядке вопрос вдруг не решится, то в суде в любом случаи Вам придется что-то представлять.

 

После сбора доказательств Вам следует обратиться с письменной претензией в течение 20 дней к туроператору, потому что ответственность за некачественный тура несет туроператор. Не турагент, у которого возможно могли быть купленный путевки, а именно туроператор, чья ответственность должна быть застрахована. Таким образом, туроператор либо удовлетворяет претензию, либо Вам придется решать вопросы в судебном порядке. Убытки туроператора, если это страховой случай, обязана возмещать страховая организация. Но иногда встречаются случаи, когда страховой полис у туроператора фиктивный, поддельный, то есть ответственность туроператора не застрахована. Особенно часто такие случаи стали происходить последние несколько лет, но несмотря ни на что в любом случае туроператор будет нести ответственность за некачественный тур, другое вопрос хватит ли у него денежных средств, чтобы расплатиться с Вами.

 

Если страховой полис у туроператора фиктивный, то есть ответственность туроператора не застрахована, Вы можете добиться возбуждения уголовного дела по факту мошенничества. Многие ошибочно думают, что в случае возбуждения уголовного дела по факту мошенничества, если у туроператора не хватает денежных средств расплатиться с недовольными потребителями, должно Государство наказать туроператора. Но это не так, поскольку оказание туристических услуг — это предпринимательская деятельность, она осуществляется туроператором на собственный риск, а государство всего лишь устанавливает требование – страховать ответственность. Очень важно знать, что, в Вашем договоре должны быть обязательно указаны гарантии возмещения при некачественном оказании услуг, то есть, где застрахован туроператор, какая страховая организация, адрес, номер страхового полис. В принципе не лишним будет туда позвонить до отъезда и спросить, действительно ли туроператор у них застрахован. Если это не так, это должно очень сильно Вас насторожить, причем данные страховой организации должны быть и в договоре, который заключается между Вами и турагентом, и в договоре между Вами и турагентством, если конечно Вы напрямую заключили договор с туроператором. В любом случае эти данные не должны от вас скрываться.

 

Несмотря ни на что, при некачественном оказании услуги Вы вправе потребовать от вашей турфирмы возмещения морального вреда и всех убытков.

 

Статья 151 ГК РФ. Компенсация морального вреда

 

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Законодательное определение морального вреда – это физические и нравственные страдания и соответственно они могут выражаться в чем угодно. Либо страдает тело (физические страдания), либо страдает душа (нравственные страдания), либо и то, и другое. Надо обязательно письменно объяснить суду, в чем выражались эти страдания, и сделать это желательно максимально подробно. В судебной практике встречаются дела, что иногда даже потерпевшие использовали заключение психологов и экспертов, чтобы доказать, что человек мог испытать страшные нравственные страдания.

Также Вы вправе потребовать возмещения понесенных убытков согласно ст. 15 ГК РФ и ст.13 Закона «о защите прав потребителей».

 

Статья 15. Возмещение убытков

 

  1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

 

  1. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

 

Ст. 13 Закона «о защите прав потребителей»

2. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

 

Конечно, часто встречаются и такие вопросы, что делать тем россиянам, которые, например, уехали в Украину и купили там туристические путевки. Но в итоге у них возникли претензии к турфирме. По законодательству, какого государства этим людям стоит пытаться добиться справедливости?

 

К сожалению, если сделка заключена на территории Украины с украинской организацией, то защищать свои права они могут исключительно по законодательству Украины.